(4942) 55-63-02

(4942) 55-27-93

Историческая справка

Среди многочисленных учреждений, стоящих на страже здоровья ребенка, особое место занимают дома ребенка. Дома ребенка, дома, младенца, или, как они раньше назывались, дома призрения, приюты для внебрачных детей, сирот и подкидышей, существовали и в дореволюционной России. Но состояние их было плачевным, а результаты деятельности – ничтожны. Содержались они на средства благотворительности, которые поступали от случая к случаю и не могли обеспечить необходимые условия для воспитания детей.

В первые же дни после установления Советской власти правительство страны Советов провозгласило охрану материнства и детства государственной задачей. Уже в декабре 1917 г. был организован Отдел охраны материнства и младенчества, который начал свою деятельность с широкой организации домов ребенка и домов матери и ребенка. Только за два года после революции было развернуто 207 приютов для грудных детей и 108 домов матери и ребенка. В тяжелые годы гражданской войны, разрухи, голода, эпидемий потребность в домах ребенка была очень велика. И именно в этот период дома ребенка сыграли колоссальную роль, сохранив многие тысячи детских жизней.

В годы Великой Отечественной Войны дома ребенка снова сыграли большую роль в сохранении жизней и здоровья многих детей раннего возраста. Было принято постановление об организации специальных домов ребенка для сирот, родители которых погибли на войне.

После войны, в период восстановления и развития народного хозяйства содержание работы домов ребенка несколько изменилось. Потребность в них не уменьшилась, а даже возросла, что было связано с изменением состава воспитывающихся в них детей. Увеличилось поступление в дома ребенка детей одиноких матерей, которым было предоставлено право воспитывать их полностью за государственный счет. Дома ребенка превратились в учреждения для воспитания детей раннего возраста, которые по каким-либо причинам не могли воспитываться в семье.

В настоящее время в дома ребенка часто направляются дети с нарушениями умственного и физического развития и не только от одиноких матерей, но и имеющих обоих родителей. Многие дома ребенка полностью перепрофилированы для обслуживания детей с органическими поражениями центральной нервной системы.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОСТРОМСКОГО ДОМА РЕБЕНКА

Мама  - это слово обобщает в себе счастье и радость, ласку, нежность, добро, тепло и защищенность.

«Мама» - это слово обобщает в себе счастье и радость, ласку, нежность, добро, тепло и защищенность. Просыпается ребенок, открывает глаза и тянет ручки к самому близкому человеку на земле – к своей матери. Но к большому сожалению очень много детей теряют связь с матерью с первых дней своей жизни. Нет на земле более мучительного горя, чем сиротство. Сиротство – это явление многоаспектное. Если первые две волны сиротства были обусловлены двумя мировыми войнами, революцией, в которых родители просто погибали, то сейчас из 1 млн. выявленных «брошенных» детей около 900 тыс. имеют хоты бы одного живого родителя. В связи с социально-экономическим кризисом, который поразил нашу страну, появилось огромное количество брошенных детей, больных детей, увеличилось число родителей, которые пили какие-то таблетки, вытравливая плод или просто пили. Наше самое большое социальное зло – пьянство и наркомания. Дети этих родителей – социальные сироты. Малыши попадают в специальные учреждения охраны здоровья – дома ребенка.

Костромской дом ребенка имеют свою историю. В годы Великой Отечественной Войны здание дома ребенка находилось в ул. Трудовой школы, ныне ул. Островского. Поступали дети из блокадного Ленинграда и разрушенного врагами Петрозаводска. Детей было много. Они были истощены, ослаблены, страдали хроническими заболеваниями. В то время не хватало медикаментов, антибиотиков не было, поэтому смертность среди них была высокой. Здание отапливалось дровами, воду носили из ближайшей колонки. Персонал дома ребенка работал самоотверженно: окружал вниманием, заботой, теплом, любовью этих обездоленных детей, боролся за жизнь каждого малыша. Из воспоминаний медицинской сестры, работавшей в те годы в Костромском доме ребенка:

«Особенно запомнился один случай. Из Петрозаводска поступила трехмесячная девочка Богатырева Нина с диспепсией, вся покрытая фурункулами, на жизнь не было никакой надежды. И только донорская кровь, которую дали сотрудники дома ребенка, спасла ей жизнь. Мама девочки погибла при бомбежке, папа был на фронте. Он ушел воевать, когда малышке было три месяца, а разыскал ее уже двухлетней в нашем доме ребенка. Он дал слово, что после окончания войны обязательно заберет дочку, но погиб».

В 50-е годы дом ребенка был переведен в другое здание, находившееся на ул. 5-ая Рабочая. Главным врачом в то время была Литвинова М. Г., потом Шитикова В. Ф., затем ее сменила Ефимова В. П. Через некоторое время в 1985 году Костромской дома ребенка переехал в благоустроенное здание на улице Боровой. Более 30 лет дом ребенка возглавляет главный врач Андреева Валентина Юрьевна, кавалер ордена Ленина, заслуженный врач РФ, отличник здравоохранения, которая начинала работать здесь врачом-педиатром после окончания Ярославского медицинского института. За эти годы дом ребенка превратился в уютный, теплый и добрый дом для малышей. Дети живут и воспитываются в 10 группах. В каждой группе созданы все условия для круглосуточного пребывания детей: удобная детская мебель, уютные спальни, красивые игрушки в игровых комнатах. На территории дома ребенка разбиты цветники, на каждом участке установлено игровое оборудование, есть спортивная площадка. В течении всего года малыши имеют возможность совершать экскурсии по городу на нашем автобусе посещать парки, цирк, кукольный театр. В доме ребенка имеются дефектологический кабинет, сенсорная комната для психологической разгрузки, зал для ЛФК. Оснащенный необходимым оборудованием, музыкальный зал, где проводятся праздники и развлечения для детей, музыкальные занятия, кабинет физио-лечения, пищеблок, прачечная.

Утренник в СССР

В настоящее время в нашем доме ребенка воспитывается 100 малышей от 0 до 4-х лет. Здесь работает дружный коллектив, который самозабвенно трудится для того, чтобы детям было максимально хорошо и комфортно жить в этом доме. В доме ребенка трудятся врачи педиатры, неврологи, отоларинголог, учителя-дефектологи, психолог, социальные педагоги, музыкальные руководители, старшие воспитатели, воспитатели групп, няни, медицинские сестры, сестры-массажисты, инструкторы ЛФК. Все они направляют свои усилия на то, чтобы дети не чувствовали своего сиротства, были здоровыми, развивают умственные способности детей, их социальные навыки, чтобы в будущем эти дети смогли стать полноценными гражданами нашей страны. Большинство сотрудников дома ребенка работают здесь на протяжении всей трудовой жизни. Вот уже 30 лет лечит детей врач педиатр Викторова Т. В., около 30 лет проработала врачом педиатром Смирнова Н. Д., старшая медицинская сестра Белехова А. А., старший воспитатель Суворова Г. А., воспитатели: Стрекалова Е. И, Шевченко В. Е., Павлова Г. П., учитель-дефектолог Морозова Г. А., социальный педагог Тюхменева Г. И. Долгие годы проработали в доме ребенка медицинские сестры: Уткина Т. Я., Кухаренко В. Н., Косованова Л. В., младшая медицинская сестра Кудрявцева Н. Н.

Многие наработки опытных врачей педиатров, неврологов, педагогов нашего дома ребенка направлены на то, чтобы психическое и физическое развитие детей происходило гармонично и в положенные сроки. За время пребывания детей в доме ребенка врачи, медсестры ставят на ноги больных детишек: различные физиопроцедуры, массаж, медикаментозное лечение, рациональное сбалансированное питание. И вы представляете, сколько надо любви, ласки, терпения – сколько всего надо, чтобы снять тот неблагополучный биологический и социальный фон, в котором малютки развивались. Наши сестры и воспитатели заменяют им маму, и папу, и дедушку, и бабушку. Много внимания уделяется социальной адаптации малышей: ведь большинство из них будет передано в замещающие семьи (усыновление, опека, приемная семья, возврат родным родителям). Ежегодно около 1000детей обретают замещающих родителей.

На сегодня главной задачей дома ребенка является определение судьбы детей, чтобы каждый ребенок мог использовать свое главное право, записанное в Декларации – это право иметь семью.